В глубине чердака старого дома на севере Англии была обнаружена удивительная находка – тщательно сшитая вручную большая кожаная сумка, известная как Лаба (Laba). По всей вероятности, она пролежала там нетронутой с 1930-х годов. Ее происхождение ведет нас в сердце Западной Африки, в земли народа Йоруба (Yoruba), где эта сумка играла ключевую роль в ритуалах, посвященных Шанго (Shango) – грозному богу грома.
(Вверху) Раннее фото святилища Шанго, 1910 год, Агбени, Ибадан, Нигерия. Подобные сумки можно увидеть висящими на задней стене святилища.
Священный атрибут жрецов

Ритуальная наплечная кожаная сумка Лаба использовалась жрецами Шанго для хранения культовых предметов – посоха "осе" (ose) и специального сосуда "сере" (sere) с высушенными семенами, которые встряхивали во время молитв, призывая божество. Когда эти предметы не использовались, они оставались в сумке, подвешенной под крышей святилища.
Смотреть больше фотографий кожаной сумки Лаба
Изготовленная из невыделанной козьей кожи, бархата и украшенная сложной вышивкой тонкими полосками окрашенной кожи, эта Лаба демонстрирует высокий уровень мастерства йорубских ремесленников. Натуральные красители, такие как экстракт проса (красный) и сок лайма с имбирем (желтый), использовались для придания этой сумке ярких акцентов. Красный цвет, в частности, ассоциируется в племени Yoruba с опасностью и разрушительной яростью Шанго.
Дизайн и символизм
Форма сумки Laba прямоугольная с несколькими внутренними карманами. Нижняя часть украшена бахромой, а на клапане расположены четыре стилизованные фигуры людей, держащих посох и сосуд – символы преданных последователей Шанго. По краям можно заметить витой орнамент, характерный для искусства Йоруба и Бенина (Benin).
Позже, в XIX и XX веках, подобные сумки стали покрывать бусинами, привозимыми из Европы. Однако этот экземпляр датируется примерно 1850 годом, когда Лаба изготавливались исключительно мастерами древнего города Ойо (Oyo) в Западной Нигерии по заказу верховного жреца Шанго – Магбы (Magba).
Шанго: от царя к божеству
Легенды народа Йоруба гласят, что Шанго был четвертым королем древнего Ойо. Он разгромил своих соперников из королевства Дагомея (Dahomey) и прославился как непобедимый военачальник. Однако его правление длилось всего семь лет – чрезмерное увлечение магией и способность вызывать молнии привели к разрушительным грозам, уничтожившим его собственный город и царскую семью. Опозоренный, он покинул Ойо и покончил с собой в Косо (Koso). Но даже после его смерти громовые бури не прекратились, что привело к его обожествлению и созданию культовых святилищ, чтобы умилостивить грозы. Святилища богато украшались резными деревянными изображениями.
Праздники и традиции
Каждый год в Ойо проводился фестиваль Шанго. Во время празднества барабаны бата (Bata) задавали ритм, под который последователи исполняли страстные танцы, яростно размахивая ритуальными жезлами. Кульминацией становилось вхождение одного из участников в состояние транса, когда считалось, что он был одержим самим Шанго.
Сегодня племя Йоруба остается одним из крупнейших в Западной Африке, насчитывая около 30 миллионов человек, преимущественно в Нигерии. Йорубские традиции распространились по всему миру, найдя отклик в диаспоре и формируя важную часть культурного наследия всей Африки.
Сохранность и историческая ценность
Обнаруженная сумка Лаба сохранилась в удивительно хорошем состоянии, учитывая ее возраст. Следы ремонта на ручке указывают на долгий период использования. Богатая патина и износ говорят о глубокой истории этого артефакта, который является редким и ценным свидетельством религиозной практики Йоруба XIX века.
Источник: www.michaelbackmanltd.com
Michael Backman Ltd Gallery London, UK