Шпаргалка Шеридан

19 ноября 2023
667

Мой список действий для выполнения тиснения в стиле Шеридан (Sheridan) при помощи поворотного ножа и штампов.

P.S. Это моя шпаргалка. У вас может быть другой алгоритм выполнения - и это нормально :)

0. Контрольная проверка

Перед началом работы убедитесь в наличии всех инструментов, которые понадобятся для успешного завершения данной работы. Например, чистая и отполированная гранитная плита; сам рисунок, распечатанный на бумаге; подходящий для работы кусок кожи растительного дубления; губка (брызгалка) для увлажнения кожи; малярный скотч (см. ниже); стилус либо шариковая ручка; поворотный нож; киянка для тиснения кожи, бевелеры, подрезные лифтеры, все необходимые штампы; костное масло; античная и/или другие краски в зависимости от вашей задумки. Список выше - для примера. У вас может быть иной набор инструментов. Главное убедиться в наличии всего необходимого и устроить свое рабочее место так, чтобы вам, как мастеру, было комфортно и удобно заниматься этим прекрасным творческим процессом. Для штампов можно самостоятельно соорудить или купить специальную подставку.

1. Малярный скотч

Переворачиваем выбранный кусок натуральной кожи растительного дубления бахтармой (нижней поверхностью) к себе и наклеиваем на всю поверхность малярный скотч. Это необходимо для того, чтобы при тиснении кусок не сильно деформировался. Почему малярный скотч? Он не оставляет следов клея при снятии, в отличии от обычного скотча или каких-либо других материалов с клеящим слоем. Примечание. При снятии скотча с кожи толщиной 1,1-1,5 мм, кожа может растянуться и деформироваться от усилия при "стаскивании" скотча, поэтому необходимо быть осторожным. Также после снятия скотча вы можете заметить поднявшийся волосяной слой, который до этого был "закатан" (выровнен и плотно уложен).

2. Рамка рисунка

Увлажняем кожу и намечаем рамку рисунка шариковым стилусом или другим удобным инструментом. P.S. Увлажнению растишки посвящено множество статей в интернете, так что я не буду подробно здесь на этом останавливаться. Основное правило - каждая кожа по разному впитывает и отдает влагу, важно не переувлажнить и не оставить кожу слишком сухой, а необходимый уровень влажности подбирается только опытным путем.

Далее намеченную рамку необходимо пройти поворотным ножом. Почему именно на данном этапе? Потому что при переносе основного рисунка вырезанная рамка будет чувствоваться под рукой и поможет понять где необходимо остановиться.

3. Перенос рисунка

Увлажняем кожу, накладываем рисунок на кожу и водим по линиям рисунка на бумаге стилусом-кардиной (с шариком) либо шариковой ручкой. Линии отпечатываются под бумагой на влажной коже. Необходима аккуратность при пользовании ручкой, потому что следы от ручки не смываются с растишки! Чтобы этого избежать, проклейте ваш рисунок или кальку обычным скотчем.

С чего начать обводить? Начинать рекомендуется с цветка, затем обводить листья и стебли, затем более мелкие завитушки и прочие детали рисунка. Чем закрепить рисунок? По опыту могу сказать, что двусторонний скотч, которым проще всего было бы прикрепить рисунок к коже, оставляет клейкий след, на который потом по-другому ложится краска. Скотчем можно крепить рисунок в местах за пределами вашей работы, если кусок вашей кожи по размеру больше рисунка и на нем есть места, которые вы все равно потом срежете. В случае, когда размер рисунка точно соответствует куску кожи, я использую кожаную подушку-утяжелитель, которую сшила сама из тонкого куска кожи и набила песком. Этот утяжелитель также помогает мне при дальнейшей работе с бевелерами и штампами.

Смотрите также "Как перенести рисунок на кожу для тиснения".

4. Обозначить все части фона

Это важный шаг, который в процессе дальнейшей работы поможет не запутаться где фон, а где основной рисунок. Необходимо шариковым стилусом поставить на коже небольшие точки во всех местах, где будет фон рисунка. Посмотрите внимательно на основной рисунок, определите участки с фоном и пометьте их на своей работе точкой в середине такого участка. Инструмент должен делать совсем небольшое, но заметное углубление в коже. Не использовать маркер, карандаш, ручку или серебряный стержень - не рисовать точки! Не дырявить кожу!

5. Работа поворотным ножом

Приступаем к карвингу по линиям рисунка. Начинаем с лепестков цветка, линии лепестков всегда направляем в центр цветка, т.е. ведя линию по лепестку к центру цветка, стремимся чтобы она в итоге внизу всегда "смотрела" в самый центр цветка. Все линии немного не дорезать до конца. После цветка вырезаем линии листьев, стеблей и затем все остальные линии, которые затем будем обрабатывать бевелером. Примечание. Иногда на рисунке встречаются пунктирные линии - их не нужно трогать поворотным ножом.

6. Грушевидный шейдер

Этот инструмент необходим нам для "проминания" лепестков и отдельных частей листьев и стеблей, чтобы придать нашему цветочному орнаменту реалистичность. При дальнейшей обработке краской, в этих местах образуются красивые фактурные затемнения. Грушевидных штампов огромное количество, но все они так или иначе имеют форму груши. Грушевидные штампы бывают гладкими, вытянутыми, округлыми, с разным типом насечек (поперечные и продольные полосы, мелкая или крупная сетка). Номера штампов для примера (P = Pear, т.е. груша): P206, P211, P215, P216, P217, P361, P368, P369, P370, P703, P861 и т.д.

7. Работа бевелером и лифтером

Скашиваем рамку бевелером в сторону фона. Затем скашиваем вырезанные линии цветков, затем листьев, включая линию, разделяющую лист пополам. Затем скашиваем бевелером стебли и остальные линии в сторону фона. Фон у нас обозначен точками (см. пункт 6). После, если это необходимо, производим работу подрезным лифтером для того, чтобы ещё больше приподнять некоторые участки кожи (сделать "волнистыми" лепестки и листья). Подробнее на работе бевелерами и лифтерами здесь останавливаться не буду.

8. Сердцевина цветка

Слегка намечаем сердцевину у каждого цветка. В зависимости от величины цветка и вашего художественного замысла, для сердцевины можно использовать следующие номера штампов: J305, J306, J504, J520, J547, J612, J615, J815, J820, J2370, PJ017, PJ040, SKJ504, SKJ564, SKJ565 либо другие подходящие для сердцевины штампы, которые имеются у вас в наличии. Сердцевину намечаем пока без усилия, т.к. она сейчас нужна только для ориентира. Позже процесс штампинга сердцевины необходимо будет повторить уже с нормальным давлением на штамп.

9. Круглые штампы

Круглые штампы, оставляющие выпуклые одиночные точки, иногда также применяются при тиснении в стиле Шеридан (Sheridan). Чаще всего ими выполняется сердцевина цветка, рисунок которого не предусматривает проштамповку специально предназначенным для этого штампом. Такая сердцевина обычно не семерична. Штампы, которые можно использовать в этом случае: S631, S632, S633, S864, S931 и S932 (отличаются размером оттиска).

10. Штамп в виде полумесяца

Эти штампы также называют камуфляжными, отсюда буква C в из номерах (C = Camouflage). По виду они напоминают жирный полумесяц с вертикальными полосками, расходящимися в стороны как лучи. Размеры штампов разные. Camouflage Stamps применяются в оформительских операциях на лепестках цветка и на его стеблях. На лепестках штамп проставляется несколько раз друг над другом как продолжение "лучиков" от сердцевины к краю лепестка. На закругленных стеблях можно проштамповать верхнюю часть стебля, наклонив штамп, чтобы стебель получился с волнистым краем, вместо прямого. Также можно использовать этот вид штампов для обозначения жилок на листьях. Примеры штампов: C425, C428, C429, C431, C709, C830, C831 и другие.

11. Снова сердцевина цветка

Возвращаемся в центр цветка. Поднимаем сердцевину над цветком при помощи бевелера с вертикальными насечками. Аккуратно обрабатываем сердцевину цветка по кругу. В итоге вокруг круглой сердцевины должны образоваться "лучики", как у солнца. Есть штампы, у которых эти "лучики" отпечатываются вместе с сердцевиной - тогда этот пункт можно пропустить. Также для этой операции можно использовать штамп C366.

12. Середина листа

Как правило, цветочный лист имеет линию, которая разделяет его условно пополам. Эта линия с обеих сторон сначала обрабатывается бевелером (см. пункт 7). А сейчас можно улучшить эту часть листа, применив специальные штампы Leaf Liner, которые "нарисуют" мелкие насечки, идущие в стороны от основной центральной линии листа. Для этого используют, к примеру, следующие номера штампов: B2075, B2076, B016, L007 - трапециевидные штампы с горизонтальными насечками и B961, B962 - треугольные штампы с вертикальными насечками.

13. Штамп Veiner

Этот вид штампов идет под общим названием Veiner и обозначается литерой "V" (V406, V407, V417, V707, V715, V745, V708 и прочие). Штампы представляют собой тонкую изогнутую линию с насечками. Используются на закруглениях лепестков цветка, на закругленных стеблях, чтобы придать им волнистость, а также на листьях, чтобы обозначить их прожилки.

14. И опять центр цветка

Снова возвращаемся к сердцевине цветка. Берем тот же штамп, который использовался в пункте 4 данного списка. Аккуратно и точно совмещаем рисунок штампа с рисунком сердцевины. Штампуем. Теперь сердцевина более четкая. Повторный штампинг поможет скрыть некоторые недочеты работы с бевелером, выполненные в пункте 11.

15. Копытце мула

Этот вид штампов напоминает заостренное копытце (Pointed mule's foot set = заостренное копыто ноги мула) или галочку. Размеры разные. Бывают более заостренными и более округлыми внизу. В номерах штампов, как правило, используется литера "U". Примеры номеров таких штампов: U710, U858, U850, U852, (PU017 = сразу несколько засечек-галочек). Если ваш рисунок предусматривает галочки, идущие одна под другой, то они проставляются именно таким штампом. Размеры галочек регулируются углом наклона штампа и силой удара по нему.

16. Работа с фоном

Чтобы рисунок был более выпуклым необходимо опустить фон. Все участки, отмеченные в пункте 6 этого списка, обрабатываем штампом для фона. Это может быть штамп A888, A100, A101, A106, A201 либо другой подходящий для этой работы штамп на ваш выбор. Начинаем с острых углов фона, затем идем по периметру, затем в середину. Работаем аккуратно, не заходим на линии, созданные бевелером. Не нужно стараться делать ровный "ковер" - это должно быть больше похоже на "мешковину". Основная задача этого этапа - отделить фон от основного рисунка.

17. Последние штрихи поворотным ножом

На этом этапе на лепестки, стебли (и другие части, в зависимости от вашего рисунка), наносят тонкие художественные штрихи поворотным ножом. Пожалуй, это одна из самых трудных частей работы, т.к. штрихи должны красиво обрамлять части рисунка и выгодно подчеркивать их. Перед нанесением их на рисунок, желательно потренироваться где-то на другом куске кожи, "поставить руку". Эти линии очень заметны на цветочном орнаменте в стиле Шеридан, поэтому должны быть выполнены практически безукоризненно.

А дальше?

Далее я обычно наношу на лицевую сторону работы костное масло, т.к. в процессе тиснения кожа теряет некоторые из своих свойств, а костное масло восстанавливает и смягчает натуральную кожу растительного дубления. Отвожу на пропитывание маслом около суток. Затем крашу фон краской для кожи (обычно черной), а после её высыхания наношу античную краску на весь рисунок. Вместе с фоном, можно разукрасить цветными красками другие детали рисунка, но необходимо учесть то, что последующее нанесение антика сделает цветные краски более блёклыми и более тёмными (в зависимости от цвета антика). После полного высыхания всех красок наношу финишное средство.